Закон о тахографах

Закон о тахографах Система мер по реализации контроля выполнения законодательных норм – действует ли она | RNSinfo.

На первый взгляд статья КОАПа 11.23 позволяет осуществлять контроль норм по режимам труда и отдыха водителей, но действующее решение не является системным и не предусматривает комплекса мер, позволяющих дисциплинировать перевозчика и водителя, как это уже реализовано в странах с большим опытом применения тахографов, что в конечном итоге привело в этих странах к резкому снижению аварийности на дорогах. Естественно этот процесс не носит одномоментного характера, как это пытаются сделать у нас.

Необходимо создать и законодательно утвердить четко сформулированную систему требований к водителю, перевозчику, техническим средствам контроля, достоверным данным и формам отчетности. Только после этого станет предельно ясно: — что, как, на основании каких данных и документов, в каком порядке и по какой процедуре необходимо контролировать. Без этого контроль не заработает в полную силу и результата ожидать не приходится.

В этом и состоит «правильная» система тахографического контроля. На первом месте в которой стоит само понятие процедуры контроля, а через эту процедуру, но уже опосредованно, появляется понятие собственно тахографа, как инструмента обеспечивающего эту процедуру. При реализации такого подхода все становится на свои места и прекращается та неразбериха, которая существует на текущий момент в тахографии, когда «во главу угла» поставили собственно тахограф и забыли, для чего он нужен.

Что же нужно создать с точки зрения нормативной базы?

Наиболее важным аспектом обеспечения процедуры контроля является сбор данных составляющих доказательную базу, подтверждающую наличие нарушения режимов труда и отдыха водителя. Данные, которые использует и прикладывает к протоколу инспектор, должны быть достоверными и признаваться судом в качестве доказательства.

Как обеспечить инспектора этими данными? Ссылка на то, что эти данные получены с применением тахографа, для судебного разбирательства будет явно не достаточна. Должно быть подтверждение, что данные являются физическими величинами, измеренными с достаточной точностью, защищены в момент измерения и переданы в защищенном виде в память тахографа, извлечены в защищенном виде из памяти тахографа и предоставлены для процедуры контроля с проверкой защищенности на всех этапах передачи данных. Только в этом случае можно говорить о достоверности данных. Именно таким образом и реализована система тахографического контроля, соответствующая международному соглашению ЕСТР, защищенность данных которой признается всеми участниками соглашения, в том числе и Российской Федерацией.

Какие меры необходимо принять для российской тахографии в самое ближайшее время для обеспечения системы контроля достоверными данными?

В первую очередь — это обеспечить процедуру сертификации применяемых тахографовпо направлениям: — сертификация утверждения типа средств измерений; сертификация соответствия требованиям по защите данных во время процедур регистрации, хранения и выдачи; сертификация функционального соответствия законодательным требованиям.

Сертификация тахографа в качестве средства измерения позволит обеспечить достоверные измерения необходимых параметров для их регистрации: времени, пройденного расстояния и скорости. Регистрация времени совместно с регистрацией факта движения (непосредственно привязанного к колесу транспортного средства) позволяет рассчитать норму времени по периодам вождения и нахождения в остановленном положении. Эти параметры принимают прямое участие в контроле режимов труда и отдыха водителя. Привязка измеренного расстояния к шагу регистрации по времени дает возможность измерять пошаговую скорость, что позволяет экстраполировать ее в мгновенную скорость. Этот параметр применяется для контроля наличия несанкционированных вмешательств в систему регистрации данных, и также участвует в процедуре контроля периодов времени труда и отдыха по косвенным параметрам. Эта сертификация говорит о достоверности измеренных данных в пределах допустимых погрешностей и предусмотрена законодательством Российской Федерации для целей государственного контроля.

Достоверно измерить параметры движения транспортного средства во времени необходимое, но недостаточное условие обеспечения процедур контроля достоверными данными. Данные нужно защитить от несанкционированного вмешательства в процесс их регистрации, записи в память, хранения и выдачи при контроле. Для этого необходимо предусмотреть меры по обеспечению защиты. Защита данных должна быть обеспечена от места их получения — от датчика движения, в процессе передачи и до момента выдачи. Таким образом, должны быть утверждены законодательные требования по обеспечению защиты данных с описанием процедур, обеспечивающих эту защиту, и последующей сертификацией оборудования, подтверждающего выполнение предписанных мер со стороны производителя. Заявительный порядок сертификации со стороны производителя в данном случае явно недостаточен. Должна быть предусмотрена процедура независимой от производителя сертификации, и ее проведение в соответствующих органах по сертификации продукции.

Кроме этого для возможности идентификации тахографа при выполнении процедур контроля должна быть предусмотрена сертификация на соответствие тахографа требованиям законодательства и нанесение предусмотренного законодательством Российской Федерации знака соответствия на заводскую табличку тахографа.

Без выполнения этих требований по сертификации невозможно подтвердить достоверность данных, на основе которых было наложено взыскание, и как следствие, любое взыскание может быть оспорено в судебном порядке, даже при наличии реально существующего нарушения.

Во-вторых должны быть сформулированы и законодательно утверждены единые требования к тахографу, как устройству контроля, для того чтобы можно было проводить процедуру проверки на соответствие этим требованиям.

Кроме этого необходимо предусмотреть контроль, как в оперативном порядке — на дороге, так и на постоянной основе в длительной перспективе — на предприятии. Для этого необходимо использовать архив с данными, который обязано создавать предприятие и который может проверяться с использованием долговременной памяти тахографа. Эта процедура носит дисциплинирующий стимул, и позволяет реализовать неотвратимость наказания за допущенное нарушение.

Для того чтобы система контроля заработала и дала ощутимый результат, нужно четко описать саму процедуру контроля, данные участвующие в этой процедуре и порядок ее проведения. Кроме этого, раз уж Российская Федерация является участником ЕСТР, то нужно гармонизировать нормы национального и международного законодательства, тем более что такое обязательство предусмотрено международным соглашением.

Важен результат — а не создание «видимости» и шумиха вокруг процесса!

В системе тахографического контроля, как нигде важен положительный результат. Поэтому законодательные нормы и требования должны быть продуманными и реально осуществимыми. Если предусмотренные требования невозможно реализовать — то требования будут проигнорированы и это совершенно законное действие. Эта истина должна быть у чиновников, как приказ руководства — всегда в голове и перед глазами.

Тахограф конфликтный прибор и процесс контроля не вызывает поддержки у перевозчиков. Тахограф нужен только социальному государству, которое обеспечивает безопасность своих граждан. А обеспечивается это через создание условий равной конкуренции на рынке транспортных услуг и повышения уровня дисциплинированности, профессионализма и ответственности водителя. Этот процесс не моментальный, но реально работающий во времени. По опыту других стран замещение перевозчиков и водителей на ответственных и дисциплинированных происходит через несколько лет после внедрения системы контроля и вместе с этим снижается уровень аварийности на дорогах.

Что же нужно, чтобы обеспечить такой результат?

Во-первых, нужно принимать реальные решения, которые возможно выполнить в реальные сроки. А определяется это исходя из результатов анализа текущей ситуации на рынке и возможностей реальных ресурсов у существующей системы.

Не может производитель создать устройств больше, чем позволяют производственные мощности, не может мастерская обслужить больше транспортных средств, чем позволяют ресурсы ее площадей и специалистов, не может завод в короткие сроки предусмотреть установку нового устройства в выпускаемые ими автомобили. Это все нужно учесть при разработке требований. Кроме этого нужно учесть количество подпадающих под оснащение автомобилей, приоритеты по срокам установки в зависимости от предназначения транспортных средств и степени наносимого ими возможного ущерба. В порядке оснащения необходимо единообразно и четко расписать, кому предписано выполнение и каких требований, процедуру оснащения, сроки и типы транспортных средств, порядок проверки соответствия, порядок контроля выполнения требований.

Существующий порядок оснащения оказался малоэффективным, поскольку не предусматривал процедур воздействия на нарушителей и уклоняющихся от выполнения, кроме этого порядок не мог быть выполнен в предписанные сроки.

Любая дискредитация процесса внедрения системы контроля тут же находит многочисленных сторонников, желающих привести систему к краху. А любые неисполнимые требования приводят к дискредитации системы в целом. Результат подобных действий мы наблюдаем после 01.04.13 и по настоящее время, тахография находится в кризисе, честно работающие специалисты разоряются, на их место приходит повсеместная халтура.

Что нужно сделать, чтобы запустить систему правильной тахографии?

Ответ один — создать правильную и работающую нормативную базу!

  1. Определить законодательно нормы времени и понятия режимов труда и отдыха водителей, в соответствии с международными нормами. Вместо 15 Приказа Минтранса.
  2. Определить законодательно типы нарушений по их тяжести и соответствующие им взыскания. Статьи 11.23 КОАПа недостаточно.
  3. Предусмотреть ответственность предприятий перевозчиков в части нарушения водителями режимов труда и отдыха, а также запрет на применение поощрений, вынуждающих водителей нарушать режим труда и отдыха.
  4. Определить процедуру контроля, права и обязанности участников контроля.
  5. Определить требования к устройствам, участвующим в процедуре контроля, и процедуру проверки их на соответствие.
  6. Принять реалистичный порядок оснащения транспортных средств тахографами.
  7. Определить требования к мастерским и регламенты по обслуживанию для тех процедур, которые напрямую влияют на обеспечение безопасности.
  8. Определить порядок аудита мастерских по предписанным процедурам обеспечения безопасности.
  9. Определить перечень знаний, которыми должен обладать мастер и порядок их получения и проверки (процедура обучения мастерских).

С 2009 года Российская Федерация внедряет систему тахографического контроля, да: — «мы долго запрягаем, но уже пора бы и вскачь», на дворе 2014. Пора заняться этим вопросом всерьез и со всей ответственностью, которая предполагается для решения этого вопроса.

Выражаю надежду, что 2014 год не пройдет впустую, сейчас время, когда созрели все предпосылки для принятия решений, и это время нельзя пропустить. Все лица принимающие решения и участвующие в подготовке нормативно правовых документов должны сосредоточиться и сделать правильный выбор в том пути, который они наметили для развития тахографии.

Несмотря на то, что статья выглядит как манифест, я очень надеюсь, что для чиновников она будет руководством к действию, а не лозунгом.

Оформить заявку

Поля, отмеченные “*” 
обязательны к заполнению