В период опубликования 36 Приказа Минтранса за несколько недель до вступления его в действие на рынке тахографов произошел скачок активности, связанный с тем, что водители и транспортные компании пытались успеть подготовиться к 01 апреля 2013г. В этот период люди стали массово возвращать к жизни старые европейские тахографы, установленные еще заводами изготовителями, калибровать их, активировать цифровые как по ЕСТР, так и по 720 Постановлению Правительства. В результате завод, производящий карты водителей и предприятий просто не справлялся с объемом.
Не задолго до этого в каждом регионе стали появляться представительства по приему и обработке данных для производства карт, что позволило разгрузить производство, но не решило основную проблему: задержку сроков выпуска карт, которая могла достигать 1,5 — 2 месяцев.
Но кроме этих проблем, которые не остались незамеченными всеми участниками рынка грузопассажирских перевозок, были и скрытые, с которыми сталкивались и заявители на карты, и сам завод с его представителями.
Многие люди и компании, поняли, что возможно быстро заработать, при этом особо ничего не делать. Они выдавали себя за региональные пункты и собирали документы, дальше как вымышленные перевозчики отправляли их на завод в бумажном варианте, собирали дополнительно (сверх стоимости карты) деньги и в лучшем случае оплачивали карты на завод и привозили обратно готовые карты, но при этом не отвечая ни за сроки, ни за правильность заполнения и наличие ошибок, а в худшем случае — не отправляли деньги на завод, а просто исчезали, причем чаще всего деньги принимались наличными и без договора.
Так почему необходимо обращаться в региональные пункты и запрашивать подтверждение их статуса, либо проверять на сайте производителя информацию? Рассмотрим работу на примере такого пункта в Санкт-Петербрге, представителя компании ООО «РусАвтоКарт» — ООО «МОТУС».
Пункт оснащен лицензионным ПО, которое позволяет по защищенному каналу связи передавать персональные данные на прямую на сервер в Москву. Заметим, что персональными данными просто так распоряжаться запрещено, поэтому люди, принимающие документы в бумажном виде, обрабатывающие их и пересылающие обычное почтой, нарушают законодательство о защите персональных данных.
В региональном пункте документы принимают обученные операционисты, которые правильно заполняют документы, делают верную транскрипцию, могут сразу же сделать фото водителя и копию всех нужных документов. Затем данные, которые собираются с водителей, перевозчиков передаются на сервер производителя карт. Собранные данные не отправляют по почте, а передаются электронным способом. Компания несет ответственность за правильность данных в карте, за сохранность информации, помогает определить тип карты, дает четкие сроки производства, берет на себя задачу и расходы на доставку карты в Санкт-Петербург. Сотрудники разъясняют, для чего нужны карты, чем отличаются, как и с какой периодичностью считывать данные. Вся информация хранится в архиве, что позволяет быстро и без лишних бумаг произвести повторный выпуск в случае поломки или утери карты.
Все оплаты происходят только безналичным образом либо со счета предприятия-перевозчика, либо физическим лицом через банк или терминал и только после заключения договора. Заказчик всегда может подтвердить оплату, имеет договор, в котором прописана ответственность сторон. Ведь были случаи, когда принятые деньги мошенниками не доходили до завода и завод сам за свой счет выпускал карты.
Сейчас рынок тахографии в ожидании, связанным с изменениями в законодательстве, недочетами и не состыковками в нем. Но при этом никто не отменял необходимость выполнения существующих норм и то, что штрафные санкции перенесли на 01 апреля 2014г. не значит, что продолжать оснащать цифровыми тахографами и получать карты нет необходимости. У перевозчиков есть время спокойно выполнить требования, а не ждать будущей весны, когда ситуация 2013 года снова повторится.